Как объяснить ребёнку, что воровство – это плохо?

Детское воровство – эти два слова пугают любого родителя. Да, ситуация не из лёгких, но не стоит бояться, будем разбираться.

Каковы же исконные причины?

В психологии существует понятие нравственного иммунитета - так называемого душевного барьера или фильтра, этапами которого являются распознавание, дифференциация, осмысление и критическая оценка информации.

На этапе формирования личности этот «фильтр» разделяет поступающую информацию на позитивную, которая включается в систему ценностей человека, и «разрушительную», которая откладывается в памяти с соответствующим ярлыком. Чем больше информации прошло через этот «фильтр», тем увереннее человек распознает положительную и отрицательную информацию.

Нравственность – не врожденное качество. Она создается на протяжении всей жизни. У ребенка она хрупкая, неокрепшая, еще только начинает формироваться. Через детский нравственный барьер легко может просочиться отрицательное воздействие.

Если ребенок ворует, на это может быть много причин. Про некоторые из них мы поговорили с психологом Натальей Фесенко, создателем сети петербургских детских садов билингвального развития CDF БiLiNГViK:

  • Не сформировано понимание, что такое «моё» и «твоё». Зачастую это происходит из-за того, что у ребенка нет собственности. Когда в доме всё общее, ребенок не может понять, почему нельзя брать чужие вещи, и что вообще такое «чужое».

  • Ребенок не понимает разницы между «хорошо» и «плохо». Возможно, его вовремя не остановили, когда он брал чужие игрушки на детской площадке, или напротив, другие дети или взрослые позволяли себе забирать его вещи, и такое поведение отпечаталось в его сознании как «норма».

  • Отрицательный пример. Детям свойственно копировать взрослых. Задумайтесь, может быть они видят как вы забираете шампуни из отеля, карандаши из строительного магазина или пробуете конфеты на развес, не купив их. Ребенок не может самостоятельно понять разницу между такими поступками и тем, что он без спроса принес домой чужую игрушку, которая ему понравилась.

  • Плохая компания. Этот пример больше подходит к детям старшего школьного возраста, когда, зачастую, воровство – показатель храбрости, ловкости, а ценится больше всего бунтарство. К тому же, в этом возрасте особо силен «стадный инстинкт».

  • Клептомания. В данном случае речь идет о серьезном психическом расстройстве, которое может быть вызвано рядом факторов: стрессы, неблагополучная семья, психологическая травма, и даже наследственная предрасположенность. В этом случае необходимо обратиться ко врачу.

Что же делать, если вы уличили ребенка в воровстве?

Прежде всего, не нужно сразу ругать и обвинять ребенка. Это с большей вероятностью оттолкнет и напугает его, он закроется, и на продуктивный разговор можно уже не рассчитывать. В спокойной и безопасной для ребенка обстановке расспросите его, что произошло. Объясните, почему этот поступок не верен. Избегайте длительных нравоучений, не нужно запугивать ребенка или угрожать ему.

Вы можете постараться узнать причину поступка. Возможно, ваш сын или дочь совершили кражу, потому что хотели подарить подарок близким или пытались наказать хулигана, отняв у него вещь. В таком случае, стоит объяснить, почему это не выход из ситуации. Предложите ребенку альтернативу, как он сможет повести себя в подобной ситуации в следующий раз.

Если же на вопрос «Почему» вы не получили ответа, не стоит силой его добиваться. Скорее всего, ответа просто нет. Провинившийся зачастую и сам не понимает, зачем это сделал.

Не нужно регулярно возвращаться к обсуждению инцидента. Ребенок понял свою ошибку, скорее всего ему больно и страшно. Постоянные напоминания не приведут ни к чему хорошему.

Если же эпизоды воровства повторяются, не бойтесь прибегнуть к помощи психолога. Хороший специалист разбирает проблему изнутри и всегда пытается дойти до сути. Скорее всего, вам придется ходить на прием вместе с ребенком. Не стоит этого бояться, ведь вы наверняка сможете помочь понять причину, а также создать более комфортную атмосферу для занятий.